Николай Радов: Экономический кризис в Белоруссии: во всём виноват народ?

Со дня очередного переизбрания белорусского президента прошло два месяца. Несмотря на предвыборные уверения Александра Григорьевича, в страну не потекли молочные (нефтяные, денежные, людские

Со дня очередного переизбрания белорусского президента прошло два месяца. Несмотря на предвыборные уверения Александра Григорьевича, в страну не потекли молочные (нефтяные, денежные, людские — по выбору из прошлогодних выступлений главы государства) реки, не изменилась структура экономики, не улучшились отношения с руководством России, не произошло ровным счетом ничего, чего ожидал электорат президента. Наоборот, продолжается падение белорусского рубля, цены на продукты растут подобно ценам первой половины 1990-х, предприятия распродаются, а люди оказываются на улице. И это не преувеличение, о котором так много говорят защитники режима. Это та правда, которую никто не хочет знать, потому что так спокойнее, а там, смотришь, и пронесет. Однако сегодня рассчитывать на то, что все само собой образуется, могут либо неисправимые оптимисты, либо дураки.

На момент написания статьи еще не было известно, прибыл ли президент Белоруссии из своего отпуска, который он проводит в Сочи. Известно лишь одно — все клятвы и обещания Лукашенко в 2010 году стали рассыпаться в последние недели в прах, что и неудивительно. Президент уже неоднократно использовал подобную уловку — уйти от открытого принятия непопулярных среди населения мер, чтобы затем обрушиться с публичной критикой на виновных.

За последние два месяца в Белоруссии сложилась если не критическая, то однозначно весьма непростая ситуация, требующая адекватных мер со стороны руководства страны. Однако создается впечатление, что ничего лучшего, чем выжать последние соки из населения, чиновники не нашли. Так, прозвучали заявления о необходимости сокращения бюджетников и повышении тарифов на транспорте, а также были повышены цены на продовольственные товары и оплата услуг ЖКХ. Если добавить к этому резкое сокращение золотовалютных резервов, произошедшее за последние два месяца, то картина белорусской социально-экономической модели выглядит весьма удручающе.

Несмотря на то, что, по данным Национального статистического комитета, за 2010 год денежные доходы населения составили 108,6 трлн. белорусских рублей и увеличились по сравнению с 2009 годом на 24,2%, говорить сегодня о реальном увеличении благосостояния белорусов не приходится. Более того, 9 февраля министр финансов Белоруссии Андрей Харковец на заседании коллегии Минфина предложил сократить число работников бюджетного сектора на 10-15%. И это на фоне заявлений о растущем ВВП и быстроразвивающейся экономике страны.

По мнению чиновника, в республике пришло время сократить работников занятых в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, так как в Белоруссии их доля составляет 17,5% (в Латвии — 12,8%, России — 16,8%). Правда, он не упомянул о количестве бюрократического аппарата, расходы на содержание которого в республике несоизмеримо больше, чем расходы на медицину и образование вместе взятые. По всей видимости, сокращение республиканского бюджета на 2 трлн. рублей за счет «приведение численности занятых в бюджетной сфере в соответствие с реальными
334d
потребностями экономики» и есть то главное оружие, при помощи которого новое правительство планирует выходить из кризиса.

Рост безработицы, о недопущении которого беспрестанно говорит президент, вероятно, мало волнует белорусских чиновников, которые явно не собираются пополнять ряды уволенных и становиться на биржу труда, чтобы иметь возможность получать пособие примерно в 10 евро и отрабатывать за это на общественно полезных работах (например, уборка снега зимой). В складывающейся ситуации поражает не только цинизм и лицемерие власть имущих, но и спокойная реакция населения, которое, по всей видимости, рассчитывает, что никого никто сокращать не будет и все обойдется. Жаль, что это только надежды, а пикирующая белорусская экономика действительно не может содержать всех жителей страны в том объеме, в котором она это делала последние полтора десятка лет.

Однако оставим видимый рост зарплат и безрадостные перспективы бюджетников и обратимся к проблемам, близким каждому белорусу. Накануне выборов президент во всеуслышание заявил, что в стране отсутствуют тенденции, которые бы способствовали росту цен: «Случилось так, что за пределами нашей страны, по периметру, цены чуть ниже, чем у нас. Это говорит о том, что вывоза товаров не будет и всплеска цен не будет… Мы могли бы и ниже их иметь, но мы не можем иметь цену ниже на продукты питания и другие, чем, допустим, в России… Поэтому мы никуда не денемся, нам надо держать этот паритет — сегодня этот паритет есть. Сегодня нет тех тенденций, которые бы способствовали росту цен». Как хотелось тогда в это верить.

Но вот выборы прошли, и цены чудным образом стали расти. При этом рост заработной платы, ставший одной из главных причин этого процесса, катастрофически не успевает за ростом цен. Например, цена картофеля за год выросла на 58,7%, растительного и сливочного масел — на 37,8% и 34,8% соответственно, сахара — на 27,8% (в январе он подорожал еще на 10%), фруктов — на 25,1%, сыров — на 18,6%. Отдельной статьей идет гречневая крупа, которая в декабре 2010 года стоила в 2,2 раза дороже, чем год назад. И этот процесс продолжается безостановочно не только в области продовольственных товаров. За пошедший год в республике на 17% подорожал бензин, на 15,6% — канцелярские товары, на 9,8 — лекарства, на 17,1% — санаторно-оздоровительные услуги, на 25-30% поднялась стоимость обучения во всех ВУЗах страны. И, как это ни удивительно, основной рост цен пришелся на конец года.

По мнению ряда экспертов, 2011 год станет рекордным по уровню инфляции и росту цен. Подобные утверждения базируются на нескольких фактах: на фоне постоянного удорожания продуктов питания во всем мире Минсельхозпрод РБ планирует повысить закупочные цены на сельхозпродукцию, плюс к этому государство собирается сократить перечень социально значимых товаров, на которые действуют ценовые ограничения, а оптовые надбавки на импортные товары с февраля отменены.

Учитывая, что согласно последним статистическим исследованиям, белорусы тратят на питание более 30% семейного бюджета, становиться ясно — кошелькам простых граждан грозит неизбежное похудение. Однако и в этот раз белорусские чиновники пытаются снять с себя ответственность за происходящее. В росте цен винят не только инфляцию (к слову, она составила в 2010 году 9,9% и была ниже, чем рост цен, как на продовольственном, так и на непродовольственном рынке) и неблагоприятные погодные условия, но и увеличение доходов населения. Создается впечатление, что чуть ли не простые граждане являются главными виновниками всех бед в стране. И ладно, если бы население реально почувствовало бы увеличение дохода, но ведь нет — купить на нынешнюю зарплату можно куда меньше, чем до ее повышения.

Еще одним подарком от нового правительства (президент как-то дистанцируется от всего происходящего) стало подорожание стоимости жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то, что, согласно требованию Лукашенко, рост не должен превысить пяти долларов в течение года, в стране была принята (и утверждена президентом) новая энергетическая стратегия, итогом которой станет неизбежное увеличение стоимости услуг ЖКХ. Если до выборов многие еще лелеяли надежду, что государство и дальше будет субсидировать данную отрасль, то после Нового года стало ясно, что «жировки» вырастут больше, чем на обещанные пять долларов. И вновь, по словам директора департамента ценовой политики министерства экономики Белоруссии Игоря Фомина , именно рост заработной платы предшествовал повышению с февраля 2011 года тарифов на услуги ЖКХ, а, значит, народ сам виноват в произошедшем. Да и к тому же удельный вес расходов белорусов на услуги ЖКХ, по словам чиновника, составляет до 10% в общей структуре расходов семьи, а в странах Евросоюза — примерно треть. Правда он не уточнил, сколько семейного бюджета европейцев уходит на питание, но о том ведь его никто и не спрашивал.

Вдобавок к подорожанию жилищно-коммунальных услуг, белорусов в скором времени ожидает рост цен на транспортные услуги. В 2010 году на 15,4% подорожали услуги автомобильного транспорта пригородного сообщения, а недавно белорусский вице-премьер Сергей Румас объявил о том, что в связи со сложившейся ситуацией, когда «коммунальные услуги покрываются населением в Белоруссии лишь на 30%… правительство будет вносить на рассмотрение А.Лукашенко… увеличение тарифов… на городские перевозки, так как стоит задача к 2014 году выйти на отсутствие субсидирования городского пассажирского транспорта». При этом остается невыясненным, а откуда берутся остальные 70% финансирования — неужели не из госбюджета, который пополняется за счет налогов? Вероятно, нет.

О неблагополучной ситуации с госбюджетом свидетельствует и ситуация с уровнем золотовалютных резервов страны. Еще в прошлом году председатель правления Нацбанка Белоруссии Петр Прокопович обещал к концу 2010 года увеличить ЗВР до 10 млрд. долларов США! Как бы не так. Если год назад резервы НБ РБ составляли 5,6 млрд., то сегодня уже 5,2 млрд. долларов США (за декабрь 2010 года резервы снизились примерно на 700 млн., а в январе 2011 г. было зафиксировано снижение международных резервных активов еще на 379 млн. долл.). Это при том, что Белоруссия за прошедший год активно размещала многомиллионные евробонды и привлекала иностранные кредиты. И вновь виноват народ, так как, по словам Прокоповича, причиной невыполнения прогнозных показателей стал ажиотажный спрос населения на валюту, особенно в конце года: «В прошлом году мы продали на чистой основе населению 1,5 млрд. долларов. Эти деньги ушли из золотовалютных резервов, и они фактически лежат у населения дома, вместо того, чтобы работать на республику, на экономику». Все тот же Прокопович, несмотря на ужасающую диспропорцию торгового баланса (торговый дефицит достиг рекордного уровня в 9,6 млрд. долларов США), с прошлогодней уверенностью заявляет, что Нацбанк рассчитывает до конца текущего года увеличить резервы по стандартам МВФ до 6,2 — 7,5 млрд. долларов. Подобная цифра, по мнению главного банкира страны, может быть достигнута лишь при помощи иностранных инвестиций и продажи госсобственности: «внешние заимствования планируется сделать в пределах 1 млрд. долл. от размещения евробондов, 8 млрд. российских рублей за счет размещения гособлигаций на российском рынке, а также использование евразийского фонда в пределах той квоты, которая предусмотрена для нас». Но, учитывая тот факт, что белорусские предприятия, за исключением нескольких, не представляют для зарубежных инвесторов сколько-нибудь серьезного интереса, рассчитывать на выполнение подобных замыслов не приходится. Да и отношения с руководством России, несмотря на заверения Минска в вечной любви и предоставление карт-бланша на приватизацию в Белоруссии, не позволяют со стопроцентной уверенностью строить радужные планы на будущее.

Таким образом, складывающаяся сегодня в Белоруссии ситуация в очередной раз доказывает, что нынешнее руководство республики не заслуживает доверия граждан. Многообещающие прожекты и лозунги, звучавшие накануне выборов, оказались не чем иным, как лицемерной ложью, главной целью которой являлось создание у электората чувства полной ответственности за сложившуюся обстановку в стране. Теперь следует ожидать, что президент, как это бывало не раз, по приезду с отдыха устроит публичную порку правительству и парламенту, но кардинально менять ничего не будет. И это не удивительно, потому что все в стране, по словам самого Лукашенко, проходит под его четким руководством. В итоге, как всегда, виноватым останется в очередной раз «неправильно понявший» президента народ, для которого уже подготовлена новая государственная установка — белорусы сами виноваты во всем, что происходит в стране. Президент и его команда лишь выполняют то, чего требует, пускай и молча, народ.