Дестабилизация внутриполитической ситуации в ряде стран Ближневосточного региона, а также в Иране и мировой продовольственный кризис, вызвавший резкий скачок инфляции в странах с доминирующи
Дестабилизация внутриполитической ситуации в ряде стран Ближневосточного региона, а также в Иране и мировой продовольственный кризис, вызвавший резкий скачок инфляции в странах с доминирующим импортом — дополнительные факторы риска в Закавказье в 2011-2015 гг. Они пополнили уже существующий список долгосрочных проблем, коими являются нагорно-карабахский конфликт, грузино-российские и армяно-турецкие отношения. Демонстрируют тенденцию к обострению и отношения между Ираном и Азербайджаном. На этом фоне международные посредники в лице России, США и Франции, а также Турция и Иран, демонстрируют небывалую активность в так называемой «молчаливой дипломатии» по урегулированию карабахского конфликта. Дипломатический нажим на стороны конфликта продолжился и в 2011 году, хотя после саммита в Астане аналитики поспешили заявить о провале миссии.
5 марта в Сочи состоится первый в 2011 году раунд переговоров на высшем уровне по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Едва успев вручить свои верительные грамоты президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву , об этом заявил журналистам новый посол США в Азербайджане, весьма известный в регионе по посредничеству в карабахском процессе, Мэтью Брайза . Между тем, ИА REGNUM со ссылкой на собственные источники сообщил о возможности участия в этих переговорах президента РФ Дмитрия Медведева .
После целого ряда встреч в трехстороннем формате в 2010 году эксперты прогнозировали подписание Мадридских (базовых) принципов урегулирования карабахского конфликта на саммите ОБСЕ в Астане. Одного этого не случилось. Более того, президенты двух стран озвучили диаметрально противоположные тезисы, тем самым дав право аналитикам объявить о провале Астанинского саммита по части карабахской проблемы. И вот Россия дает понять, что Дмитрий Медведев свою посредническую миссию намерен довести до некоего результата.
По некоторым данным, обсуждению деталей новой трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана и России в Сочи был посвящен недавний визит в Ереван заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина . Примечательно, что в Ереване Карасин встречался с представителями фракций парламента Армении. Формат — не вполне частый для посещающих Армению дипломатов из Москвы. Судя по сообщению партии «Наследие» (остальные фракции предпочли информацию о консультациях с Григорием Карасиным скрыть), речь шла, в том числе, и об отношении армянских политических сил к нынешнему этапу урегулирования карабахской проблемы. Очевидно, российский дипломат, ответственный за посредническую миссию РФ в Карабахе, пытался ознакомиться с позициями армянских политических партий по уже ставшим публичными Мадридским принципам. Общеизвестно, что подписав этот документ, Армения однозначно возьмет на себя обязательство отвести войска из «пояса безопасности» (в азербайджанской и международной терминологии преобладает понятие «оккупированные районы») вокруг Нагорного Карабаха. Но реакция политических сил А
379b
рмении — лишь краткосрочный фактор риска. Общественная реакция в Азербайджане будет носить отложенный во времени (как и временный статус НКР и новый референдум), но более масштабный характер.
Визит Карасина состоялся на фоне весьма важных внутриполитических событий в Армении. Почти за год до парламентских выборов и за 2 года до президентских — президент Армении и правящая Республиканская партия потребовали у участников политической коалиции (партий «Процветающая Армения» и » Оринац Еркир «) подтвердить устойчивость этого политического союза. И именно заблаговременно гарантировать сохранение коалиции после выборов в парламент и выступить в 2013 году с единым кандидатом в лице Сержа Саргсяна . И вот, 17 февраля, «Процветающая Армения» и «Оринац Еркир», представленные в парламенте своими фракциями (теми, с которыми встречался Карасин), приняли заявление, которым подтвердили сплочение перед возможными «внешними вызовами», а также в деле обеспечения преемственности развития политической системы в самой Армении. Однако говорить о полной стабилизации внутриполитической ситуации в Армении пока рано. Сегодня, 18 февраля, здесь начался митинг радикальной оппозиции в лице возглавляемого Левоном Тер-Петросяном блока «Армянский национальный конгресс». За несколько дней до этого в центре Еревана были в массовом порядке распространены листовки, на которых с одной стороны красовались портреты Тер-Петросяна и посла США в Армении Мари Йованович , а с другой была подборка утечек WikiLeaks о высокопоставленных представителях армянской власти. Чем не доказательство причастности Госдепа к деятельности конторки Джулиана Ассанжа?
В эти же дни в Ереване произошло еще несколько важных событий, демонстрирующих максимальную консолидацию самой власти и ресурсов страны. В частности, президент страны подписал указ о продлении срока службы руководителя Службы национальной безопасности Горика Акопяна до 2016 года. Состоялась заседание Совета национальной безопасности, а Конституционный суд Армении вынес положительное решение по пролонгации срока дислокации российской военной базы в Гюмри. В самом Нагорном Карабахе прошли беспрецедентные по масштабу командно-штабные учения с отработкой мобилизации населения. По некоторой информации, определенная работа по выяснению мобилизационного ресурса ведется сейчас по всей Армении. Можно сказать, что Серж Саргсян в преддверии переговоров в Сочи максимально гарантировал свои внутренние позиции, а также послал необходимые месседжи внешним участникам переговорного процесса.
Были месседжи и из Баку. Перед сочинской встречей телекомпания «Мир» решила ознакомиться с позицией сторон — и не выявила ничего нового. На бескомпромиссную позицию Ильхама Алиева, который заявил журналистам, что Ереван должен принять тезис о невозможности независимости Нагорного Карабаха, из Еревана ответили на уровне заместителя министра иностранных дел. Шаварш Кочарян в интервью той же телекомпании заявил, что Баку должен согласиться вести переговоры с самим Нагорным Карабахом, с которым в свое время подписывал двусторонние соглашения о перемирии.
В самой зоне конфликта ситуация весьма шаткая. 17 февраля из Степанакерта сообщили об атаке с азербайджанской стороны, которая была отбита. Каждую неделю в зоне соприкосновения происходит более сотни инцидентов, гибнут люди. Бескомпромиссная позиция Баку (отказ от независимости НКР или война), и столь же твердая позиция Еревана (война так война) столкнутся в очередной раз в Сочи, и мало кто ожидает от такой встречи прорыва в сторону мира. А вот военного сценария не исключает никто. Собственно говоря, именно с этой точки зрения и следует оценивать консолидацию лагеря власти и силовых органов в Армении.
О нарастающей напряженности и рисках свидетельствуют и активные дипломатические маневры Турции и Ирана. До визита в Ереван Григорий Карасин участвовал в российско-турецких консультациях по карабахской тематике в Москве. Активнейшая челночная дипломатия развернулась и между другими заинтересованными сторонами. В частности, глава МИД Турции неожиданно посетил Тбилиси сразу после приезда Саакашвили из Еревана. Президент Турции побывал в Иране, а спецпосланник президента Ирана был направлен в Ереван. Столь подробное описание перипетий вокруг карабахской проблемы призвано показать динамику развития этого процесса. Очевидно, международное сообщество прилагает очень серьезные усилия для недопущения новой войны в этом регионе. Но и вместе с тем складывается впечатление, что чем активнее эти усилия, тем ближе война. Карабахская проблема — одна из тех, которые не стоило ворошить во все времена. Собственно говоря, на этом и строилась позиция России до недавних пор.
Между тем, Армения, Грузия и Азербайджан в 2011 году испытают на себе влияние глобальных и региональных дестабилизирующих факторов. Стремительный рост инфляции в Грузии и Армении, обусловленный мировым продовольственным кризисом и беспрецедентно высоким уровнем импорта продуктов первой необходимости, в 2011 году может привести к эскалации внутриполитической и социальной напряженности. Важно отметить, что Армения практически полностью зависит от грузинского транзита и в условиях блокады со стороны Азербайджана и Турции грузинская экономика — единственная, которая более или менее интегрирована с экономикой Армении. Поэтому в двух странах наблюдается практически идентичный инфляционный скачок. В этих условиях армянские и грузинские власти в последний месяц провели два раунда переговоров — на высшем уровне и на уровне премьеров. Стороны обозначили необходимость дальнейшей интеграции экономик, хотя эксперты полагают, что реальных сфер, в которых такая интеграция пошла бы одинаково на пользу обоим странам, не так уж и много. Существующие же рычаги и возможности Грузия использует в собственных интересах.
Азербайджан, обладающий солидными финансовыми резервами, окажется в центре конкурирующих стратегий Запада и России, с одной стороны, Турции, Ирана и России — с другой. Энергетическая политика Ильхама Алиева, каким бы образом она не строилась, не может удовлетворить интересы всех заинтересованных геополитических и региональных игроков.
Для США и ЕС важнейшей задачей на ближайшие 3-4 года станет изменение политического строя в Иране, а также разрешение нагорно-карабахской проблемы. Как представляется Западу, это позволит, во-первых, стабилизировать ситуацию в регионе, обеспечить безопасность транспортно-коммуникационного коридора «Восток-Запад». Смена режима в Иране — глобальная задача для США. Тем самым Вашингтон получит не только запас времени и операционный маневр в Ираке и Афганистане, но и возможность доступа к газовым запасам ИРИ, новую ситуацию на Ближнем Востоке, качественно иную политическую повестку дня в отношениях с Китаем, Турцией и Россией. Судя по последним перипетиям в ирано-азербайджанских отношениях, а также исходя из характера публикаций некоторых американских государственных СМИ, в частности радиостанции «Голос Америки», наряду с попытками дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в ИРИ в целом, могут быть предприняты и шаги по разжиганию сепаратистских движений в населенных азербайджанцами иранских провинциях. Такая перспектива вызывает опасения и контрдействия Тегерана в отношении Азербайджана, в частности с использованием рычагов религиозного и социально-этнического плана.
Как уже отмечалось, главная задача Запада в настоящее время добиться долговременных гарантий относительно невозобновления нагорно-карабахского конфликта, что способствует дальнейшему усилению стабильности транспортно-коммуникационного и энергетического коридора «Восток-Запад». В настоящее время США ведут активнейшую дипломатию в Центральной Азии, обеспечивая следующее за Кавказом звено северного маршрута доступа к Афганистану, а заодно и, как и следовало ожидать, утверждают свои политические и экономические позиции, превращая свою действующую Northern Distribution Network (NDN) в Northern Defence Network.
17 февраля, по итогам политических консультаций в Туркмении, заместитель государственного секретаря США Роберт Блейк приветствовал готовность Ашхабада прокачивать газ посредством газопровода NABUCCO, то есть через Азербайджан. Однако для того, чтобы согласие Туркмении воплотилось в жизнь, необходимо добиться прокладки газопровода по дну Каспийского моря. Ранее представители ИРИ однозначно заявили, что не одобряют этот проект, поскольку еще не урегулированы вопросы статуса Каспийского моря, а также существует угроза экологических проблем.
Таким образом, мы можем наблюдать, как активные шаги США на Кавказе и в Средней Азии хронологически совпадают с усилиями по разрушению статус-кво в зоне карабахского конфликта, а также шагами по дестабилизации внутриполитической ситуации в Иране. После войны в августе 2008 года влияние России в регионе «ниже Грузии» ограничивается военным присутствием в Армении. Очевидно, Россия на сегодняшний день является одной из главных заинтересованных в региональной стабильности стран. Однако настойчивая политика Турции, США и ЕС — главных заказчиков коридора Центральная Азия-Кавказ — свидетельствует о том, что у западного лагеря есть собственные планы по дальнейшей эксплуатации транзитного потенциала этого региона.
Неприемлемая для Ирана (и России, о чём власти России предпочитают умалчивать) перспектива соединения Азербайджана и Туркмении посредством газопровода по дну Каспийского моря изменит стратегический вес всего региона. Уже сегодня можно заметить заметное ужесточение азербайджано-иранской риторики и, наоборот, активизацию ирано-армянского диалога, что связано с намерением Ирана внести собственные коррективы в текущие процессы. Каким образом сыграет иранская карта — сегодня мало кто может прогнозировать. Однако важно одно, дальнейшее натяжение «кавказской пружины» может возыметь и крайне болезненную отдачу.